Праздник Солнца — в поисках цветущего папоротника

Яркий народный праздник Ивана Купалы берет свои истоки из язычества, хотя его происхождение точно не установлено. Иван Купала, предположительно, произошёл из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озёрах в день летнего солнцестояния.

День летнего солнцестояния — переходное время, поистине таинственное и волшебное. Издревле в день, посвящённый богу летнего Солнца — Купале, проводились обряды в честь светлого бога и, как правило, призывались в помощь стихии огня и воды. Огонь очищает душу, а вода исцеляет тело. Считается, что в этот день заканчивается весна и начинается лето. Бог летнего Солнца Купало вступает в свои права.

С распространением христианства к празднованию Купалья был приурочен день рождения Иоанна Крестителя. Созвучие слов «купало» и «купать» в ассоциациях предков привело к смешению названий торжества, в итоге получилось «Иван Купала». Праздник стал наряду с прочим подразумевать очищение – водой и огнём, что совместило языческое поклонение солнцу и процесс христианского крещения, непременно подразумевающего погружение в воду.
Ночью с 6 на 7 июля никто не должен спать. Считается, что в зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом через шелест листьев. Беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Все земное зелье в эту ночь получает сверхъестественную мощь: как злую, так и добрую. А всякая нечисть оживает и становится особенно активной. В ночь на Ивана Купалу существует обычай искать «папараць-кветку», дабы обрести способность заглядывать в будущее.

На праздник Ивана Купала славяне проводили (и проводят до сих пор) множество обрядов. Самый известный и одновременно таинственный – поиск цветка папоротника, открывающий в человеке сверхспособности: понимать разговор зверей и птиц, видеть русалок и наблюдать, как в лесу гуляют деревья. Но ко всему прочему, существует поверье, что обладатель цветка способен обнаружить любой клад.
Но и отыскать чудо-растение не так-то просто. Говорят, его находили только очень смелые люди. Перед закатом они заходили в глухую чащу, где растёт много папоротника, зажигали громничную свечу и ожидали полуночи в надежде на то, что на выбранном месте распустится заветный цветок. При этом нечистая сила будет стараться напугать и прогнать смельчака. Если попытки обнаружения «папараць-кветкi» отваживались лишь некоторые, то в остальных обрядах на Купалье участвовали все жители селений – и взрослые, и дети. Считалось, что только всеобщее совершение обрядовых мероприятий гарантировало благополучие. Из распространённых купальских обрядов можно выделить следующие. Женщины и девушки днём собирали полевые цветы и травы, которые затем освящались в церкви. После растения засушивались и применялись в народной медицине весь год. Накануне или в купальскую ночь обязательно купались в водоёме. Люди верили, что в этот магический праздник вода обладает особой очистительной силой.

Кроме того, в эту ночь именно вода считалась целебной и обладала магической силой. Если рядом с деревней не было открытого водоёма, то люди вытапливали бани, в которых от души парились и отмывались от нечисти. Также очень популярным в древности было купание в святых источниках. По народному поверью, именно в это время вода входит в священный союз с огнём.

Молодые девушки собирались на берегу озера или реки и гадали на будущее. Для этого плели венки и пускали по воде. Если венок заплывает далеко, то это сулит много счастья в любви. А если венок тонул, то близких отношений с загаданным человеком построить не удастся. Плели и по два венка – для жениха и невесты, – которые затем также пускали на воду. Если течение соединяет два венка, то вскоре состоится счастливая свадьба. К ночи на Купалье готовился обильный обрядовый ужин. Созывали гостей за несколько часов до полуночи.
Главный атрибут Купалья – костёр, подготовкой которого занимались мужчины. При этом со всего посёлка собирались ненужные вещи, в том числе одежду нездоровых селян – чтобы уничтожить хворь. Из обязательных составляющих – деревянное колесо, которое поднимали на шесте вверх и поджигали, что символизировало солнце, освещающее мрак. Складывали костёр на берегу водоёма. Отдавая огню вещи, люди просили о богатом урожае, здоровье, достатке и, конечно, счастья в любви.
Вокруг зажжённого костра водили хороводы, играли в шумные весёлые игры, пели купальские песни (пожалуй, самая известная – «Купалинка – тёмная ночка»). А ещё через костёр прыгали или, по крайней мере, старались. На рассвете после Купалья все качались по траве – очищались утренней росой. Верили, что такой обряд обеспечит крепким здоровьем на целый год.

Купалье – славянский праздник с совершенно особенной, волшебной атмосферой, один из самых разгульных торжеств во всём календарном году.

Дятловский районный физкультурно-спортивный клуб

Контактная информация

X
×